Мода на растения. Откуда корни растут?

Задумывались ли вы над тем, что любые общемировые тенденции влияют и на популярность растений? Речь не столько о конкретных трендах в дизайне интерьеров, а об общих веяниях в мировом сообществе. Помните, как в советское время было непросто приобрести интересное растение? Это была эпоха фиалок, гераней, традесканций и всего того, что можно было укоренить из открыто или тайно отщипнутого листка. Такое однообразие немного скрашивали выращенные из косточек мандарины, лимоны и любая другая съеденная экзотика. Потом был момент свободы, когда многих шатнуло в сторону орхидей – ярких, роскошных, необычных. А рядом росли и множились коллекции кактусов. А ещё была мода на бонсай и мелколистные фикусы, помните? Сегодня можно купить практически любое растение. Иногда приходится заказывать и ждать, но в целом – доступно всё! А что же популярно? И – главное – почему?

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-007.jpg

Модная флора и мировые тенденции


Сейчас мы живём в очень интересное время с точки зрения фитодизайна и озеленения. Только подумайте: с одной стороны инновационные технологии, эффективные формулы удобрений, улучшенные грануляты, выносливые сорта растений, супер-идеальные условия для их транспортировки и т.д., и т.п. поощряют и вдохновляют на эксперименты. В ходу самые разнообразные растения, безумные сочетания, шокирующие масштабы, эксперименты. То же вертикальное озеленение можно рассматривать, как попытку победить гравитацию, сделать что-то эдакое, хотя мотивы и истоки тренда самые что ни на есть природно-естественные – сблизить человека и землю.

С другой стороны мировое сообщество крайне обеспокоено экологической ситуацией в мире, хроническим стрессом жителей мегаполисов и почти полностью утраченным их контакта с природой. Отсюда и пошли сортировка мусора, вегетарианство и его производные, светодиоды и бытовая техника класса энергопотребления А+++. А заодно и мода на растения и приёмы в озеленении, которые помогают создать подобие густых и девственных джунглей. Сюда отнесём горизонтальное озеленение, подвесные кашпо и конструкции. Они не только экономят пространство, которого дорого и его всегда мало, но и создают тот самый эффект присутствия природы вокруг, а не только на подоконнике.

Третья тенденция, которая тоже берёт своё начало в протесте против устройства общества потребления, это своего рода комфортный аскетизм – давайте условно обозначим это так. Сюда отнесём моду на интерьеры в скандинавском стиле и брутализм, популярность лофтов с огромными окнами и кирпичными стенами как символами неба и земли, а также лаконизм в одежде в духе Armani или Uniqlo (кому что по карману). Приверженцы этого течения выбирают суккуленты и кубические кашпо из необычных природных материалов, например, бетона.

Итак, озеленение перестало быть просто элементом дизайна. Это всё чаще проявление жизненной позиции, иногда вызов обществу или даже манифест.

Эко-урбан-джунгли

Это направление в озеленение всегда производит яркое впечатление. Это либо стена с резкими и множественными перепадами рельефа, листья самые разные по размеру, цвету, плотности и фактуре. Либо поднятое над вверх озеленение в виде группы из подвесных кашпо или сложной конструкции с большим количеством разнообразных растений. Реже островок таких зарослей организовывается на полу. Ещё реже – это одинокий крупномер.

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-006.jpg

Теперь огласим список растений

Это, в первую очередь, монстера. Любые виды, размеры и комбинации, чем больше, тем лучше. Монстера здесь правит балом, и ей вторят любые растения, которые могут похвастаться большими, круглыми и резными листьями. Особенно популярны сейчас в Европе и США растения семейства ароидные. Знакомые многим спатифииллум и антуриум сейчас на вторых ролях, а вот алоказия, сингониум, арони, диффенбахия и аглаонема купаются в лучах славы. Вместе с ними популярны калатея, маранта и кенанта.

В композиции по возможности присутствовать небольшая пальма: она добавит ноту экзотичности (читай дикости), а её острые, длинные и узкие листья будут противовесом монстере. Можно использовать каучуконосный фикус (но не Бенджамина!), но только для плотности. В определённых интерьерах базовым растением могут быть юкка или бамбук. Также хороши будут папоротник и хамедорея.

Для вертикального озеленения, подвешенных конструкций и приданию оформления ещё большей «дикой растрёпанности» можно использовать ампельные. Это плющ, традесканция, дихондра, сциндапсус, филодендрон лазящий, спипремнум или, например, ампельный суккулент крестовник роули.

Обязательной составляющей композиции должен стать разношерстный набор небольших горшков с молодыми растениями – момент роста и некоторой незавершённости обязан присутствовать.

Обратите внимание: никаких цветущих растений быть не должно. Зелёный цвет – абсолютная доминанта и квинтэссенция эко-темы. При выборе растений желательно ещё учитывать их полезность в плане очищения воздуха и выработки кислорода. Это тоже модно.


Эко-брутализм

Второй тренд – противоположная крайность. Среди поклонников интроверты, люди занятые, любящие простые и функциональные вещи. Для них один суккулент в крошечном кашпо – это в буквальном смысле точка соприкосновения с природой, которая не занимает много места и времени (суккуленты растут очень медленно и крайне неприхотливы).

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-005.jpg

Суккуленты сейчас на пике своей популярности. С одной стороны они очень выносливы (северные виды морозостойкие, южные стали любимчиками флористов за способность долго обходиться без воды), с другой – как бы олицетворяют некую антитему: цветы для тех, кто не любит цветы. Так, сейчас существуют целые компании по выращиванию суккулентов, салоны, специализирующиеся на декоре исключительно из суккулентов и даже производители кашпо и горшков, которые делают крошечные модели тоже специально для них. В Европе и США последняя тема давно стала популярной, а в России только набирает обороты. Так первыми, кто начал делать горшки для суккулентов из бетона как самой естественной для этих растений среды обитания стала команда из Санкт-Петербурга FLORA & CONCRETE.

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-001.jpg



Гастро-флора

Экологическая обстановка, труднодоступность свежих и натуральных продуктов, а также желание не брать больше нужного выделили ещё одно направление – огородничество на кухне. Выращивание на собственной кухне пряных трав и даже овощей стало своего рода протестом против «пластмассовых помидоров» в супермаркетах. Свежая зелень в красивых горшках украшает дом, вдохновляет на кулинарные эксперименты, базилик или орегано всегда свежие и не приходится выбрасывать испортившиеся излишки. Более того, для многих мини-огороды превратились в настоящее хобби, сблизившее родителей и детей. А ведь дефицит живого общения и физического тепла – это ещё одна проблема современности, которую можно решать и при помощи озеленения.

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-004.jpg

Многие компании подхватили эту тему и стали выпускать товары, позиционирующиеся как идеально подходящие для выращивания зелени, овощей и ягод. Например, немецкий бренд Лечуза в 2016 году запустил сразу несколько новинок: кашпо Cube Color,а также подвесное кашпо Cascadino Color, Cascada Color и Cascadino Color. На фото выше небесное кашпо (sky planter), которое подвешивается вверх дном от британского бренда Boskke. Марка также делает акцент на его пригодность для выращивания пряных трав.

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-002.jpg

Справедливости ради стоит отметить, что это течение скорее возможность выразить свою позицию по отношению к устаревшим и не экологичным способам земледелия и ситуации с экологией в целом. Современные удобрения, грануляты и лампы дневного света большую часть работы сделают за вас, но, чтобы иметь достаточно зелени для постоянного потребления семьи даже из трёх человек, придётся выделить достаточно много места под посадки.


Вечная классика

Не сдают позиций в рейтинге популярных растений разве что орхидеи. Эти экзотические растения для многих являются символом роскоши и истинной красоты. Некая квинтэссенция представления об абсолютном счастье и благополучии. А их капризность и требовательность в уходе, на который приходится тратить немало времени, превращает орхидеи в настоящих домашних питомцев. Понимая эту тенденцию, производители кашпо не забывают выпускать ёмкости, созданные специально для орхидей, и делать промо своих товаров с ними.

Мода-на-растения-есть-ли-какая-и-почему-003.jpg

На фото: Чаша Вики, Кашпо Deltini и Горшок Порто.


Ответ фэшн-индустрии

Говоря о моде на растения, нельзя не упомянуть и моде как таковой. Фэшн-индустрия, какой бы недостижимой и эпатажной она порой нам не казалась, своего рода лакмусовый индикатор общемировых процессов. Это может быть и отказ марок от натуральных кожи и меха, использование только экологически чистого хлопка или же... флористичные принты.

Так 2016 год запомнится круизной коллекцией с популярной сейчас стрелицией, которую Карл Лагерфельд создал для Fendi; лето с листьями бананового дерева от D&G и невероятной популярностью одежды и аксессуаров с кактусами и суккулентами.

Без-имени-1.jpg

А какие тенденции наблюдаете вы? Кто остаётся вашим любимчиком уже много лет? Какие растения считаете актуальными, а какие – плохим тоном? Напишите нам!